1. Центральный архитектурный ансамбль
Центральный архитектурный ансамбль включает в себя Троицкий собор, Соборную колокольню, Богоявленскую и Воскресенскую церкви, церковь и Дом воеводы.
Троицкий собор - пятиглавый, с двумя приделами, трапезной, галереями, и двумя крыльцами «на отлете» этот храм словно сошел со страниц сказки. Многочисленные орнаменты, образованные из кокошников, жучков, розеток, балясин опоясывают стены собора и украшают наличники окон. Два крыльца имеют затейливую форму: увенчаны каменными шатрами, оформлены висячими арками и точеными круглыми колоннами. Северное крыльцо украшено зеленым поясом из поливных изразцов.
Соборная колокольня основана в 1713 году как звонница Троицкого и Крестовоздвиженского соборов. Занимает главенствующее положение в центральном ансамбле, благодаря своей высоте – 60 метром.
Богоявленская церковь занимает особое место в ансамбле. Период строительства с 1687 г. по 1695 г. Древние зодчие живописно сгруппировали разновеликие объемы. В центре – куб главного храма, с востока – маленький алтарь, с запада – просторная трапезная и колокольня, с юга – придельный храм. Колокольня построена как «восьмерик на четверик» и увенчана граненым шатром. Вокруг всего храма идет пояс архитектурных украшений, а под ними двойной ряд поливных изразцов, украшенных цветами и птицами. Фасады храма украшены богатейшей каменной резьбой: белокаменные наличники, кружево и ажурные кресты над главами, пояски, полуколонки, балясины, бусины, жгутики. Повсеместно присутствует характерный для барокко «жучковый» орнамент. Главенствующая роль внутреннего убранства храма принадлежит иконостасу. Резной четырехярусный тябловый иконостас, выполненный в стиле барокко, содержит богатейшее собрание икон 17-19 вв. и является блестящим образцом творчества соликамских резчиков и иконописцев.
Воскресенская церковь основана в 1714 году на месте двух сгоревших деревянных церквей. Первоначально был построен зимний храм, ставший впоследствии Рождественским приделом возведенного к 1725 году Воскресенского летнего храма. Церковь заняла ведущее место у торговой площади. Большой пятиглавый храм, квадратная трапезная и зимний придел поставлены на высокий подклет. В одной из его палаток находилась часовня св. Параскевы. Помещения подклета служили складами купеческих товаров и выходили на торговую площадь. Над церковной папертью возвышалась трехъярусная восьмигранная колокольня. Главы и колокольня храма были разобраны в 1934 году. Но, не смотря на утраты, храм играет свою роль в центральном ансамбле.
Дом воеводы построен в 1688. Это одновременно и исторический и архитектурный памятник. Каменный дом построен на месте деревянного, сгоревшего при воеводе Иване Головине. Здание служило жильем для воеводы, административным центром и укрепленным пунктом. Поэтому в стенах двухметровой толщины устроены узкие прорези-бойницы и межстенные переходы. По преданию, дом сообщался с окрестностью подземными ходами, которые при позднейшем владельце Максиме Суровцеве были засыпаны. В Соликамском доме-крепости многие стольники правили городом и землей от имени русского царя в период с 1688 по 1780 год. Снаружи наличники окон, дверные порталы здания богато украшены резьбою по камню, кладкой из лекального кирпича. Сейчас в здании расположен исторический отдел Соликамского краеведческого музея.
2. Соляная верста
Не так давно в Соликамске появилась интересная достопримечательность – новая набережная «Соляная верста». Это красивый и вместе с тем удобный маршрут вдоль реки Усолка, который ведет от Дома воеводы до Людмилинской скважины – одной из важнейших достопримечательностей Соликамска.
Людмилинская скважина была открыта в 1906 году и названа в честь жены тогдашнего владельца Троицкого сользавода И.В. Рязанцева. Интересна тем, что при её проходке на глубине 97,9 м обнаружена каменная соль с красными прослоями. В 1910 году в этих образцах было обнаружено большое количество хлористого калия. Всё это послужило толчком к открытию в 1925 году геологом П.И. Преображенским Верхнекамского месторождения калийных солей.
3. Ботанический сад Г.А. Демидова
Мемориальный ботанический сад Г.А. Демидова — первый в России частный ботанический сад, созданный в 1731 году шестнадцатилетним Григорием Демидовым в селе Красное под Соликамском. Для зоны тайги Северного Урала сад был поистине уникальным и просуществовал более девяноста лет.
В 1994 году в городе появился дендрарий, который впоследствии получил статус Мемориального ботанического сада Григория Акинфича Демидова.
Коллекционный фонд насчитывает около 2 тысяч видов, форм и сортов растений. Древесные растения представлены почти 600 таксонами растений. Среди деревьев и кустарников много переселенцев из разных районов нашей страны, а также из других стран и континентов – Западной Европы, Китая, Японии, Северной Америки.

4. Музей-заповедник «Сользавод»
Усть-Боровской солеваренный завод был основан в 1878 году купцом Александром Рязанцевым. Сейчас здесь находится музей-заповедник «Сользавод», в котором удалось сохранить все знаковые объекты солеваренного цикла: рассолоподъемную башню, варницы, лари, амбар, дом солеваров. Кое-где под землей виден трубопровод того времени, сделанный из дерева. Как говорят, за века, что по нему текла соль, это дерево стало тверже камня.
Сохранились и традиции. В музее проводят мастер-классы, например, по изготовлению соляных оберегов. Здесь даже можно попробовать себя в роли кузнеца и выковать настоящую подкову.
5. Музей истории калийной промышленности
Музей создан по инициативе первого директора калийного комбината В. Е. Цифриновича; открыт он в 1933 году. За время существования музей несколько раз менял названия: он поочередно назывался Калийным музеем, музеем боевой и трудовой славы Соликамского калийного комбината, музеем истории калийной промышленности ОАО «Сильвинит»; современное название – музей истории калийной промышленности ПАО «Уралкалий».
Располагался музей в Троицком соборе Соликамска, имел четыре отдела. После ареста и расстрела В. Е. Цифриновича в 1938 году музей закрыли. В 1985 году, в честь 40-летия Победы, при калийном комбинате был открыт новый музей.
Сейчас музей расположен в современном здании культурно-досугового центра ПАО «Уралкалий».
Музейное собрание включает уникальные документы о становлении и развитии предприятия, о рабочих династиях и кавалерах «шахтёрской славы», о калийщиках – участниках Великой Отечественной войны; макеты оборудования, образцы сырья и готовой продукции. Хранится здесь личный фонд первого директора В. Е. Цифриновича, материалы переписки Советского правительства с франко-германским синдикатом по поводу строительства калийного комбината, личные дела спецпереселенцев, подшивки журнала «Калий» и газеты «За калий» 1930-х годов, кинодокументы, фотографии 1930-х годов.
Новая экспозиция, открытая в 2020 году, рассказывает о зарождении и развитии калийной промышленности в России, о строительстве комбината и его дальнейшей истории, о людях предприятия и об отдельных производственных процессах.
6. Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь
Соликамский Свято-Троицкий мужской монастырь под именем Вознесенского возник около 1589-1591 гг. Основали его посадские люди и уездные крестьяне. Первыми основателями могут считаться Василий Анофриев и Прокопий Моисеев. С 1619 г. в Вознесенском монастыре установлено игуменство. В 1698-1704 гг. деревянная Воздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1731-1734 гг. выстроен надвратный храм во имя при. Михаила Малеина с колокольней и с верхним приделом первоверховных апостолов Петра и Павла.
Монастырь был отобран в 1928 г, все его помещения отошли калийному тресту ВСНХ СССР. Большие разрушения были нанесены монастырю после передачи его в 1938 году в ведение НКВД. Здесь была размещена пересыльная тюрьма. Спустя полвека, постройки монастыря были переданы реставрационному участку, а часть – под расширение спецприемника УВД г. Соликамска.
Возрождение монастыря началось с октября 1998 года. В этом году реставрационный участок выехал из здания монастыря, а Пермский Свято-Троицко-Стефанов мужской монастырь принял на себя обязательство по обеспечению сохранности его архитектурного ансамбля.
В настоящее время в монастыре ведутся работы по восстановлению и благоустройству строений и территории.
7. Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Женский монастырь изначально был основан как община при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви. В 1894 году община получает статус монастыря.
В 1921 году монастырь был закрыт, монахини выселены. Церковь передали под детский дом; уничтожили иконостас, забелили настенные росписи, устроили спальни и учебные классы. В 1930 г. в храме разместился клуб ОГПУ, но ненадолго. Тогда же президиум горсовета постановил: «Разобрать колокольню на Красном». Но постановление это выполнено не было. В годы войны в церкви устроили химзавод, позднее – ватную фабрику.
В начале 1980-х годов горсовет постановил отдать здание церкви под автомастерскую. Но и это постановление выполнено не было, храм стоял бесхозный, пока его не передали зарегистрированной 8 сентября 1989 года православной общине. Был проведен ремонт и в храме возобновились службы.
На заседании 27 июля 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви, заслушав прошение епископа Пермского и Соликамского Иринарха, постановил преобразовать Иоанно-Предтеченский приход в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь.
8. Музей-квартира художника М.М.Потапова
Музей-квартира Михаила Михайловича Потапова был организован в 1992 г. В этой квартире жил и работал в последние годы своей жизни художник-египтолог и иконописец Михаил Михайлович Потапов (1904-2007 гг.), который в 1981 г. приглашается в Соликамск, где открывается его первая персональная выставка и серия картин приобретается городским краеведческим музеем. В 1984 г. М.М. Потапов окончательно переезжает на постоянное местожительство в Соликамск, где пишет 12 икон в иконостас храма Иоанна Предтечи и 8 икон для Знаменской церкви с. Городище Соликамского района. На счету Михаила Михайловича более 500 иконописных работ, в которых мастерски воспроизведен византийский стиль ХИ в. Потапов участвовал в оформлении древнеегипетского отдела Эрмитажа (Ленинград), был сотрудником Дарвинского музея в Москве. Через всю жизнь Михаил Михайлович пронес свою любовь к истории Древнего Египта, которая вдохновила его на создание нескольких десятков уникальных портретов фараонов.
Более двадцати лет (1984-2007 гг.) Михаил Михайлович Потапов прожил в г. Соликамске, в скромной двухкомнатной квартире по ул. 20-летия Победы. Эта квартира стала для него и последним пристанищем долгой и трудной жизни, и живописной мастерской, и своеобразным клубом по интересам. Уже в начале 90-х квартира Потапова стала своеобразным интеллектуальным и просветительским центром Соликамска и начала приобретать функции музея. После ухода Михаила Михайловича из жизни правопреемником наследия стал его ученик Сергей Лапин, а квартира окончательно приобрела статус одной из городских музейных площадок.

9. Фонтан близ с. Жуланово
Артезианский фонтан, полуприродный-полуискусственный. Находится на берегу речки Талицы. Возник, когда геологи пробурили здесь разведочную скважину, при этом попали в артезианский бассейн, и из скважины хлынула струя воды. Вода бьет вертикально вверх из трубы скважины. Дебет источника достаточно большой, шум слышно издалека. 7 км севернее деревни Жуланово (40,4 км на север от Соликамска), справа от трассы Соликамск-Чердынь.
10. Место приземления космонавтов Беляева и Леонова
19 марта 1965 года космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос, — совершили посадку недалеко от деревни Басим, на границе Соликамского городского округа и Усольского района. Космонавты находились на месте посадки двое суток.
В 1968 году на месте приземления поставили стелу из титана. В 1990-е обелиск срезали охотники за цветным металлом. Взамен него в 2004 году на камском берегу при въезде в Усолье установили новый монумент по проекту Юрия Устинова. У подножия стелы сам Алексей Леонов оставил отпечаток своей руки. Но эта стела находится в ста километрах от настоящего места приземления.
Сейчас место посадки космонавтов малодоступно. До деревни Басим еще есть автомобильная дорога. Дальше идет лесная дорога, могут проехать только лесовозы. Последний километр до места приземления — это глухой лес. На месте посадки стоит черная гранитная плита с надписью: «Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шел к Земле со скоростью 8 километров в секунду. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живете красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это». Это цитата Алексея Леонова.
В настоящее время благотворительный фонд «Парма» занимается благоустройством автомобильной дороги, подготовкой экотропы для туристов протяженностью 450 метров, установкой указателей на протяжении всего маршрута, обустройством кемпинга.